![]() |
||||
![]() ![]() |
Купить![]() |
Арендовать![]() |
Информация |
aztinfo@mail.ru |
Экономика Турции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Турция занимает стратегически важное положение на стыке Балкан, Ближнего и Среднего Востока и Закавказья, является членом НАТО (с 1952), ВТО (с 1995), ассоциированным членом (с 1964) и кандидатом на вступление в ЕС.
Экономика ТурцииЭкономика Турции в 2017 году
превзошла ожидания. Экономика Турции по итогам третьего квартала 2017 года
росла быстрее, чем любая другая из двадцати крупнейших экономик мира, так
как траты домохозяйств и экспорт выросли, повысив ожидания, что Центробанк
примет решение об увеличении ставки, пишет Bloomberg. Согласно официальным
данным экономика Турции в июле-сентябре показала рост на 11,1% в годовом
выражении, максимальными темпами более чем за шесть лет, после роста на
5,4%, зафиксированного в предыдущем квартале. Опрошенные Bloomberg эксперты
в среднем ожидали увидеть подъем на 8,5%. Учитывая сезонные факторы, ВВП
вырос на 1,2% относительно второго квартала. Консенсус-прогноз экспертов
предполагал рост показателя на 1,8%. Потребительские расходы, обеспечивающие
практически две трети экономики Турции, в третьем квартале показали рост на
11,7% относительно аналогичного периода 2016 года. Государственные расходы
увеличились на 2,8%. ВВП Турции 2016 $751 000 000 000 Гос долг Турции в 2016 $454 966 432 473 Рост ВВП Турции в 2016 году 3,9%, снизилось с показателя 2015 года в 4%, говорится в июльском исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Экономический прогноз для ТурцииПрогноз на 2017 год по ВВП страны составляет 3,7%. "Деловая уверенность выросла в начале 2016 года после введения нового Плана действий 2016 года, который включает важные структурные целевые реформы в 11 областях. В противоположность этому, эскалация напряженности в отношениях с Россией привела к эмбарго на турецкий экспорт и дополнительному падению в области туризма и доходов строительного сектора. Кроме того, ряд террористических актов повлиял на общее доверие", — говорится в докладе. Всемирный банк пересмотрел прогнозы роста экономики Турции в 2017 и 2018 годах. Согласно докладу, в этом году экономика Турции вырастет на 3 процента, в 2018 году - на 3,5 процента, и в 2019 году – на 3,7 процента. Всемирный банк также сообщил, что в полный проблем 2016 год турецкая экономика выросла на 2,5 процента. Глобальные перспективы роста на 2017 и 2018 год Всемирный банк пересмотрел в сторону понижения. Экономика Турции в 2015 году В 2015 году экономика выросла на 3%, уровень безработицы в 9% достаточно комфортен и стабилен. Действующий турецкий премьер добился серьезных успехов, превратив Турцию в региональную державу. При этом проявил политическую волю, не поддавшись давлению. Вместе с тем, у Турции также существуют серьезные политические риски – конфликт с Сирией и риски военного переворота. Военные в Турции - серьезная сила. Доля накоплений в ВВП продолжает снижаться. Турция по прежнему оказалась не в состоянии обслуживать одновременно свои долги и направлять сколько-нибудь значительные средства на цели развития.
|
Платежный экономический баланс. Благодаря принятым мерам удалось привести в относительное равновесие платежный баланс страны и создать более-менее привлекательную среду для репатриации части капиталов в экономику Турции, бежавших за рубеж в разгар кризиса 2001 г.а, завершить ряд структурных реформ экономики, а также удержать от развала фондовый рынок страны и добиться заметного улучшения ряда макроэкономических показателей. Так, темпы инфляции снизились с 68 до 20% по итогам 2003г., золотовалютные резервы увеличились с 25 до 35 млрд. $ (23 млрд. в разгар кризиса, в I п/г 2001 г.), ВНП вырос на 7,6% (до 180,3 млрд. $) в 2002г. и до 220 млрд. в 2003г. При этом промышленное производство увеличилось в 2002г. на 9,4%, сельскохозяйственное - на 7,1%, в сфере услуг на 6,7%, экспорт - на 11% (с 31,5 до 35 млрд. $). В 2003г. эти показатели составят, по оценке, соответственно 9%, 2% и 4%. При этом, страной преодолен важный психологический рубеж - превышен уровень ВНП 1998 г. (наивысший за всю историю Турции) - правда, всего на 2,2% (в сопоставимых ценах 1987г.). Наряду с этим, в условиях жесткой денежной политики и дорогого кредита (ставки в течение 2003 года колебались в пределах 42-60%, доходя порой до 72% годовых), наблюдалось довольно слабое оживление на внутренних рынках товаров и услуг: показательно, что около 5% произведенного ВНП составили нереализованные запасы (0,5% в 2001 г. и 7% в 2002г.), а реальный объем денежной массы по агрегату М2 (с учетом темпов инфляции) снизился на 3%.
Рынок капиталов Турции : совокупная биржевая стоимость акций турецких компаний снизилась в течение 2002г. г.а с 47 до 34,4 млрд. $ (69,5 млрд. в 2000 г.). В 2003г. она увеличилась до 56 млрд. $ Кредитный рынок также сузился: объем кредитов, предоставленных банками - резидентами, упал до 19,2 млрд. $ Видимое противоречие между сужением кредитного рынка и дефицитом финансовых средств с одной стороны и ростом ВНП и промышленного производства с другой объясняется увеличением притока финансовых ресурсов турецкого происхождения из-за рубежа, в том числе в виде кредитов частному сектору. За прошедший г. долг частного сектора по таким кредитам увеличился с 25,6 до 28,3 млрд. $ Значительную часть указанных ресурсов составлял турецкий капитал, выведенный ранее в оффшоры и/или циркулирующий через созданные за рубежом финансовые структуры. По оценкам специалистов Казначейства и Плановой организации еще около 3 млрд. $ вернулось в экономику страны разными путями, не позволяющими отразить их приток в платежном балансе, и 2,8 млрд. - в виде т.н. горячих денег - для обмена на лиры и помещения на депозитные счета в турецких банках под высокий процент.
Внешний долг Турции увеличился в 2002-2003 г. с 115,2 до 138,5 млрд. $, при этом краткосрочный остался на уровне 16 млрд. $ В 2002г. было произведено выплат по внешнему долгу на сумму 19844 млн. $, в т.ч. МВФ - 7 млрд. Госсектор выплатил долгов на сумму 13,1 и частный - 6,7 млрд. $ В 2003г. порядок выплат, по оценкам, будет примерно тот же. Попытки улучшить структуру внешнего долга ощутимых результатов не принесли, хотя некоторые позитивные сдвиги все же имели место. Так, доля краткосрочных долгов снизилась с 12,1 до 10,9%, однако доля обязательств по ценным бумагам, размещенным среди нерезидентов, несмотря на заметное повышение процентных ставок по ним, снизилась с 18,5% до 17,9 (в абсолютных показателях рост составил 1100 млн. $ - с 21,9 до 23,1 млрд. $).
Внутренний долг Турции увеличился за два года с 86 до 128 млрд. $, в основном за счет конверсии части внешнего долга во внутренний: Казначейство постоянно прибегало к заимствованиям на местном рынке путем размещения валютных ГКО для оплаты внешних долгов.
Соотношение Долг/ВНП в экономике Турции хотя и снизилось, но продолжало находиться на угрожающе высоком уровне. Дефицит госбюджета страны составил в 2002г. 39 млрд. лир (около 24 млрд. $ или 34,4% расходной части) при планировавшемся на уровне 13 млрд. Расходы составили 115,5 млрд., доходы 76,4 млрд. Большая часть бюджетных расходов - 67% пошла на оплату долгов: 77,5 млрд., на инвестиции было ассигновано 6,9 млрд. (6,0% расходной части), персональные выплаты - 23,1 млрд., на другие текущие расходы - 7,9 млрд., на социальные страхование - 10,3 млрд. лир. Чистые заимствования Казначейства для его покрытия составили 34,1 млрд. лир. в том числе из внешних источников - 16,6 млрд. лир (заимствования - 26,5, выплаты по прежним долгам - 9,0) и из внутренних - 17,5 млрд. лир. (заимствования - 95,7, выплаты - 78,2).
Приоритетным направление во внешнеэкономической сфере остается Европейский союз. Отношения с западноевропейскими государствами в политической, экономической и военной областях рассматриваются, прежде всего, под углом дальнейшей интеграции в ЕС. Однако Турция поддерживает и развивает активные отношения со странами исламского мира и африканскими странами.
Дефицит внешней торговли в экономике Турции составил в 2002г. 13,5 млрд. $ (рост на 46%), при увеличении импорта на 22,1% - до 48,5 млрд. и экспорта на 11,8% - до 35 млрд. $ (до 2003г. в этот показатель не включался т.н. челночный экспорт, составивший в 2002 г. 4,5 млрд.$). Отрицательное сальдо по текущим операциям составило 1789 млн. $, во многом благодаря компенсации торгового дефицита и выплат по процентам (6,4 млрд.) доходами от туризма 8,5 млрд. $, в т.ч. из РФ - 0,9 млн. $ и "челночной" торговли - 4,1 млрд. $ В 2003г. дефицит оценивается в размере 11 млрд. (импорт - 61, экспорт - 50 млрд.). Доходы от туризма составят, как ожидается, 9 млрд. $, в т.ч. из РФ - 1,2 млрд.
По данным Государственного института статистики Турции внешнеторговый оборот Турции в 2013 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 3,7 % и составил 403,5 млрд. долл. США (в 2012 году – 389,0 млрд. долл. США). При этом экспорт снизился на 0,5% (до 151,8 млрд. долл. США), а импорт увеличился на 6,4% (до 251,6 млрд. долл. США).
Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Турции в 2013 году составило 99,8 млрд. долл. США.
Экспорт Турции постоянно растет. Этот экономический эффект произошел от резкого падения курса лиры в период кризиса 2001 г.а, а также стагнация внутреннего спроса, заставившая производителей зачастую экспортировать товар по ценам, близким к себестоимости. Ухудшение условий торговли по экспорту оценивается в 2002 - 2003гг. на уровне 7%.
51,5% экспорта направлялось в страны ЕС
и 6,4% в страны СНГ (в т.ч. в РФ-3,3%).
45,5% импорта пришлось на страны ЕС и 10,8% на страны СНГ (в т.ч. 8,0% - на
РФ).
Импорт товаров для инвестиций хотя и вырос, но оказался примерно на 60% ниже
по сравнению с аналогичным показателем за 2000 г., когда он составлял 11,4 млрд, $ Объем прямых инвестиций оказался на уровне всего 600 млн. $ в 2002г.
и 260 млн. в 2003г.
Год | Экспорт Турции, млрд. долл. | Импорт Турции, млрд. долл. | Сальдо |
---|---|---|---|
1970 | 0.9 | 1.0 | -0.1 |
1971 | 1.0 | 1.3 | -0.3 |
1972 | 1.4 | 1.8 | -0.4 |
1973 | 2.1 | 2.3 | -0.2 |
1974 | 2.5 | 4.0 | -1.5 |
1975 | 2.8 | 5.1 | -2.3 |
1976 | 3.4 | 5.6 | -2.2 |
1977 | 2.7 | 6.1 | -3.4 |
1978 | 3.5 | 4.9 | -1.4 |
1979 | 4.1 | 6.2 | -2.1 |
1980 | 4.4 | 7.9 | -3.5 |
1981 | 7.1 | 8.7 | -1.6 |
1982 | 9.2 | 9.2 | 0 |
1983 | 9.5 | 9.7 | 0.2 |
1984 | 11.5 | 11.3 | 0.2 |
1985 | 13.0 | 12.1 | 0.9 |
1986 | 12.3 | 11.7 | 0.5 |
1987 | 16.0 | 15.0 | 1 |
1988 | 20.0 | 15.5 | 4.5 |
1989 | 20.5 | 18.5 | 2 |
1990 | 23.6 | 25.7 | -2.1 |
1991 | 24.6 | 24.4 | 0.2 |
1992 | 27.0 | 26.8 | 0.2 |
1993 | 29.1 | 33.9 | -4.8 |
1994 | 32.9 | 25.9 | 7 |
1995 | 39.7 | 40.1 | -0.4 |
1996 | 46.1 | 49.1 | -3 |
1997 | 55.0 | 56.1 | -1,1 |
1998 | 57.5 | 54.3 | 3,2 |
1999 | 48.6 | 48.2 | 0,4 |
2000 | 53.6 | 61.6 | -8 |
2001 | 53.8 | 45.7 | 8,1 |
2002 | 58.6 | 54.8 | 3,8 |
2003 | 69.7 | 72.8 | -3,1 |
2004 | 92.4 | 102.7 | -10,3 |
2005 | 105.6 | 122.4 | -16,8 |
2006 | 120.4 | 146.4 | -26,0 |
2007 | 144.5 | 177.9 | -33,4 |
2008 | 174.6 | 207.0 | -32,4 |
2009 | 143.3 | 150.1 | -6,8 |
2010 | 155.1 | 195.7 | -40,6 |
ИТОГ |
Код | Товарная группа | Структура, % |
---|---|---|
27 | Минеральное топливо, минеральные масла и продукты перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски | 20.7 |
84 | Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части | 11.5 |
72 | Железо и сталь | 8.7 |
85 | Электрические машины и оборудование, их части | 7.9 |
87 | Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности | 7.2 |
прочее | 44.0 |
Код | Товарная группа | Структура, % |
---|---|---|
87 | Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности | 12.1 |
84 | Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части | 8.3 |
72 | Железо и сталь | 7.7 |
61 | Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания | 6.8 |
85 | Электрические машины и оборудование, их части | 6.6 |
прочее | 58.5 |
В Турции продолжается осуществление целого ряда реформ, направленных на адаптацию экономических, финансовых и гражданских институтов к мировым стандартам, главным образом - к стандартам ЕС. Среди важнейших из них, осуществленных в 2002 - 2003 гг., следует упомянуть следующие:
коренная либерализация энергетического и газового рынков, где государство намерено в ближайшие г. - два практически устраниться от новых инвестиций и передать частному сектору (через систему торгов) действующие генерирующие мощности и газовые объекты (за исключением транспортных и высоковольтных ЛЭП);
принятие нового тендерного законодательства, отвечающего международным нормам;
реорганизация банковского сектора, принятие пакета мер по его оздоровлению;
принятие существенных поправок в уголовно-процессуальный и гражданский кодекс в соответствии с нормами ЕС (существенное расширение свобод и прав граждан и организаций);
принятие законодательного пакета по налогам: введение специального налога на потребление (СНП) вместо более чем 20-ти налогов и сборов в различные фонды, в т.ч. трактовавшихся ВТО как нетарифные ограничения в торговле, пересмотр системы взимания земельного налога;
принятие ряда поправок к Импортному режиму в целях дальнейшей адаптации к нормам ЕС и ВТО (принятие к хождению сертификата происхождения EUR-1, дальнейшее снижение или отмена части импортных тарифов и др.);
реорганизация госаппарата - сокращение числа министерств с 36 до 25, а также числа госслужащих и занятых на предприятиях госсектора.
Трудности экономики Турции определили дальнейший рост безработицы - на 10% по сравнению с 2001 г.ом. За два последних года число зарегистрированных безработных увеличилось на 1.078 тыс. человек. Только официально зарегистрированных безработных насчитывается 2373 тыс. чел., а с учетом безработицы в сельской местности ее уровень достигает 14,9% самодеятельного населения. 38% населения страны живет за чертой бедности (с доходом менее 44 $ в месяц), в т.ч. 15% - за "черной голода" (с доходом менее 31 $ в месяц). К наиболее "богатым" районам относятся Эгейский и Мраморного моря (за чертой бедности находятся соответственно 27% и 32% населения), к наиболее бедным - Юго Восток и Причерноморье (44% и 42%).
Экономическое положение Турции, падение реальных доходов населения и бизнес-сообщества, рост теневого сектора и сужение налогооблагаемой базы,
политическая нестабильность, расцвет коррупции и утрата правящей коалицией
способности вывести страну из кризиса привели к проведению 3 ноября 2002 г.
всеобщих досрочных парламентских выборов, на которых безоговорочную победу
одержала исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Новое правительство объявило о
преемственности прежнего курса экономической стабилизации, сближения с ЕС,
верности обязательствам в рамках НАТО и принципам светского государства, а
также о намерении принять эффективные меры по расширению
торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, в том числе с
Россией.
Особыми экономическими льготами пользуются капиталовложения в производства, ориентированные на экспорт. Так, если в течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного "поощрительным инвестиционным сертификатом", предприятию удается достичь определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства, вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции, а также привлеченные кредиты полностью освобождаются от налогов, пошлин и выплат процентов по кредитам. При этом г.овая выручка от экспорта продукции должна быть не менее: 300 тыс.$ для "развитых районов"; 200 тыс.$ для "нормальных районов"; 100 тыс.$ для "приоритетных районов".
Налог на добавленную стоимость (НДС) на импортированные или приобретенные в Турции новые машины и оборудование в том случае, если они учтены в качестве части уставного капитала при регистрации инвестора в Главном управлении по вопросам иностранных инвестиций и при предоставлении "поощрительного сертификата", возмещается в следующем порядке: - для приобретенного в Турции капитального оборудования НДС возмещается в виде "стимулирующей премии"; - для импортированных машин и оборудования компенсация НДС отсрочена во времени: она произойдет тогда, когда по завершении осуществления проекта НДС будет добавлен к цене производимой продукции и таким образом в конечном счете получен с потребителя.
Стимулирование инвестиций в экономику Турции и их рациональное распределение поддерживает правительство, которое может брать на себя оплату 25% потребляемой электроэнергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, а также 100% необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом речь идет только об инвестициях в осуществление особо крупномасштабных проектов в "приоритетных" и "нормальных" районах. Еще раз подчеркнем, что приведенная выше система привилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены "поощрительным инвестиционным сертификатом", т.е. которые, по оценке турецкого правительства, могут внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона Турции, а значит, соответствуют основным направлениям ее экономической стратегии. Что касается тех инвестиционных проектов, которые не подпадают под действие "поощрительного сертификата", а осуществляются лишь на основе разрешения Главного управления по вопросам иностранных инвестиций, то они также могут пользоваться некоторыми стимулирующими льготами, масштаб которых, однако, гораздо уже вышеприведенных. Они касаются в основном частичного освобождения от таможенных пошлин при импорте машин и оборудования и ограниченного льготного кредитования.
Список сфер турецкой экономики, иностранные инвестиции в которые не могут претендовать на получение "поощрительного сертификата", достаточно обширен. Он касается производств, которые считаются уже достаточно отлаженными в Турции, так что стимулирование капиталовложений в них может привести лишь к излишней конкуренции и перепроизводству (например, строительство бензозаправочных станций, расширение сети закусочных "фаст-фуд", производство тягачей и трайлеров).
В начале 2017 года худшие результаты среди мировых валют показала турецкая лира. По отношению к доллару она опустилась на 8,6%. Этот показатель добавился к падению курса лиры на 17% по итогам 2016 года. При этом в течение шести торговых сессий турецкая валюта устанавливала антирекорды. Алитики объясняют такую негативную для страны картину несколькими причинами. Так, Турция имеет дефицит платежного баланса, который по итогам года может составить около 5% ВВП, сообщает Bloomberg.
|
|
aztinfo@mail.ru |